Материалы
Маркетинг

Дорожная карта проекта: что это такое и как правильно её создать

Дорожная карта – это не то же самое, что и план развития. Для разработки плана нужно глубокое погружение в каждый из бизнес-процессов, изучение продвижения, бюджетных, маркетинговых вопросов и KPI. В карте же нет поэтапной стратегии, как должен развиваться проект. В ней прописывают общую картину без какой-либо конкретики. И дорожную карту, и план развития разрабатывают перед запуском проекта.
Дорожная карта (Road Map) – это план, по которому будет развиваться проект. В нем прописаны основные цели и поставленные для их достижения задачи. Также здесь указаны исполнители, ключевые этапы реализации проекта, сформулирован результат, которого необходимо достичь, используя определенные средства.

Виды дорожных карт

Дорожные карты классифицируются в зависимости от их назначения на проектные и для государственных органов.
  • Проектные
Используются в предпринимательской сфере для управления проектами. В таких картах прописаны стадии реализации, цели, сроки, ожидаемые результаты и лица, на которых возложена ответственность.
  • Для государственных органов
Такие карты применяются исключительно в государственных структурах и предназначены для того, чтобы решать задачи глобального характера: в обществе, в сфере рыночного развития, в разных областях экономики и т. п.

Для чего используют дорожные карты

Эти документы позволяют решать ряд бизнес-задач.
  • Визуализировать стратегию
С помощью дорожных карт можно визуализировать то, как вы будете развивать проект, совершенствовать продукт, устанавливать новые связи, строить работу с персоналом и т. д.
  • Оптимизировать планирование
Благодаря картам вы не будете путаться в масштабных и промежуточных этапах, в их общей структуре. Планирование становится более наглядным, функциональным и ясным.
  • Напоминать о зонах ответственности
Карта позволяет понять, что и когда должен сделать конкретный сотрудник, какой у него пул обязанностей и на каких моментах нужно сконцентрироваться.
  • Синхронизировать действия персонала
С помощью Road Map вы оптимизируете взаимодействие между специалистами, участвующими в реализации проекта, и контролируете соблюдение стратегического плана.
  • Наглядно демонстрировать, как развивается проект
Дорожную карту могут изучать как персонал компании, так и другие лица, заинтересованные в сотрудничестве. В том числе будущие инвесторы и спонсоры проекта.

Сервисы разработки дорожных карт

Для создания Road Map подойдут даже Google Документы, Google Таблицы, Microsoft Word или Microsoft Excel. Однако у них есть некоторые недостатки:
  • Это сложные инструменты, на работу с которыми вы тратите много времени. Нужно вручную вносить информацию во все ячейки таблицы и использовать данные, которые не были обработаны.
  • Результат не всегда выглядит эстетично. При отсутствии экспертизы в Excel или Powerpoint очень непросто создать привлекательную на вид карту. Приходится с нуля разрабатывать дизайн (иконки, палитры оттенков, другие элементы).
  • Нельзя работать над картой вместе с кем-то, если речь идет об офисных сервисах Microsoft. Road Map – это документ, для которого важна гибкость, способность быстро преображаться и его нужно создавать коллективно. Также нужно отслеживать, кем внесены изменения, когда и какие именно, синхронизацию версий и т. д.
Поэтому для создания дорожных карт лучше использовать специальные программы и сервисы, у которых нет вышеперечисленных проблем.

Алгоритм действий при разработке дорожной карты

1 этап – подготовительный
Для начала нужно определить, как проект будет развиваться в долгосрочной перспективе. Затем описать, какими способами вы будете решать поставленные задачи. Здесь нужно сделать акцент на одной-двух особенностях. Важно четко понимать, как должно происходить развитие проекта в течение нескольких месяцев и лет. Это обязательное условие для разработки дорожной карты.
2 этап – постановка целей
Можно выбрать из того, что предлагают сервисы для разработки карт. Просто откройте один из них и просмотрите представленные там цели.
На этом этапе также важно определить основные метрики, по которым вы будете отслеживать достижение целей. Это, например, переход на заключительный этап релиза или определенный процентный показатель.
3 этап – назначение ответственных
В готовую таблицу вы добавляете фамилии и должности тех специалистов, которые связаны с реализацией проекта.
4 этап – определение дедлайнов
Это необходимо для того, чтобы отслеживать выполнение поставленных задач. Дедлайн – точная дата, когда нужно сдать готовую работу. Лучше указывать не только дату окончания, но и дату начала работ, чтобы понимать, сколько времени ушло на реализацию.
5 этап – определение основных инструментов, необходимых для решения поставленных задач
Речь идет о выборе определенной программы или методики, которую вы будете использовать для реализации проекта. Чтобы понять, какие инструменты вам нужны, достаточно ответить на несколько вопросов:
  • С помощью какого инструмента вы сможете быстрее решить поставленные задачи и достичь целей?
  • Сколько специалистов нужно привлечь?
  • Что нужно сделать, чтобы не нарушить дедлайн?
  • Каким образом оптимизировать решения для поставленных задач?
Made on
Tilda